ПОЧЕМУ КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕ ПОШАТНУЛА УСТОИ КАПИТАЛИЗМА

16.02.2018

Концепция совместного потребления сейчас обсуждается очень активно — это один из значимых общемировых трендов. Авторами идеи считаются Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, написавшие о перспективах этого направления книгу What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. В 2010 году журнал TIME назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир.

Изменение отношения к собственности может принести обществу немало дополнительных выгод — например, привычка брать автомобиль в аренду избавляет от необходимости тратить время и деньги на его обслуживание. В городах уменьшается общее количество машин, исчезают проблемы с пробками и парковкой и снижается загазованность.

В России также появились компании, использующие принцип совместного потребления. В крупных городах развивается каршеринг, позволяющий арендовать машину поминутно и не думать о парковке, бензине и страховке — все это уже включено в цену. Возникло немало онлайн-сервисов, где люди могут делиться вещами, менять их, дарить или брать в аренду. Развиваются площадки коворкинга с возможностью арендовать офис на любое, даже самое непродолжительное время. Есть даже онлайн-площадка «Банк времени», где люди бесплатно помогают друг другу в решении различных проблем — там «стоимость» рассчитывается исходя из потраченного времени. Арендовать, подарить, поменять теперь можно что угодно — люди распознали выгоды подобных сервисов.

Но можно ли считать это революцией? Идея совместного использования считается революционной прежде всего потому, что многие оптимисты надеются с ее помощью изменить сам принцип потребления. Люди окажутся менее привязанными к вещам и будут предпочитать не владеть ими, а просто пользоваться. В городах и жилищах появится больше свободного места, уменьшится вредное воздействие на окружающую среду из-за постоянного перепроизводства вещей и необходимости их последующей утилизации. Как считают поклонники идеи, это не единственные преимущества модели совместного потребления — есть выгоды не столь явные, но не менее значимые. Например, возникает роль сообществ, люди учатся доверять друг другу и начинают больше общаться.

Все это так. Но где тут революция? Идея совместного потребления не способна пошатнуть устои капитализма. И об этом говорят серьезные эксперты — так, издание Vox приводит мнение одного из крупных инвесторов Джеффа Джордана из фонда Andreessen Horowitz. По его словам, исследования начинаний в области совместного потребления констатируют, что капитализм побеждает и там. Если взять пример Airbnb, изначально задуманного как двусторонняя рыночная платформа, то исследование 2017 г. выявило, что почти треть доходов компании поступило от обычной коммерции — то есть от владельцев помещений, сдаваемых в аренду свыше 180 дней в году. Такая ситуация возникла на всех 25 основных рынках Airbnb — хозяевам невыгодно сотрудничать с сервисом, если гостей будет мало, а где появляется массовость, там и коммерция. Онлайн-платформы, создаваемые по принципу совместного потребления, тоже в определенный момент своего развития неизбежно становятся коммерческими — так, eBay, который изначально задумывался как площадка для обычных людей, теперь наводнен профессиональными торговцами.

И так во всем — сервисы по взаимному кредитованию рано или поздно привлекают финансирование крупных банков и фондов. Автопроизводители, для которых развитие каршеринга должно, казалось бы, приносить громадные убытки, тоже не горюют, хотя подсчитано, что к 2020 году каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 млн единиц в год, и автобренды потеряют порядка 8,2 млрд долларов. Но теперь GM, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в сервис такси, и в каршеринг. При этом выяснилось, что арендуемый автомобиль требует замены через три года, в то время как находящийся в частных руках — через 6,5 лет.

Как утверждает Джефф Джордан, а теперь признает уже и автор концепции Рэйчел Ботсман, сервисы, работающие по модели экономики совместного потребления, рано или поздно становятся профессиональными и коммерциализируются. Капитализм оказался непобедим.

Полная статья: https://adindex.ru/publication/opinion/offtop/2018/02/9/169205.phtml

 

Рекомендуем к прочтению

« 1 »

« 1 »

Комментарии
    Нет отзывов

Добавить комментарий

Введите слово
с картинки
Имя
E-mail
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных.
Войти как:
Пароль:

Скачайте

Видеомаркетинг: теория и практика

13лет
27640 участников

0

до мероприятия
+7 (495) 790 55 83
Официальный Партнер Британского Королевского Института Маркетинга CIM
закрыть

ПОДАРОК!

Уважаемый коллега!


Если Вы хотите получить в подарок видеозапись выступления Филипа Котлера на I Kotler's Business-Forum in Moscow, оставьте свои контакты ниже. Мы пришлем Вам ссылку для просмотра.



*
*

Нажимая на кнопку ниже, вы даете согласие на обработку персональных данных.