ПОГРУЖЕНИЕ В «ПОСТНАУКУ». РЕЦЕПТЫ ВЫЖИВАНИЯ НИШЕВЫХ МЕДИА
Эти и другие вопросы на Форуме TOP Marketing
Респондент: Ивар Максутов, основатель «ПостНауки»
С момента запуска «ПостНауки» прошло 5 лет. Что произошло за это время?
За пять лет «ПостНаука» превратилась в одно из главных изданий о науке в стране, успешное и прибыльное медиа, которое зарабатывает больше, чем любые другие научно-популярные российские издания. Мы делаем то, что называется «мультиканальным» медиа. У нас много видео, мы делаем мультики и лекции, есть YouTube канал, многочисленные сообщества в соцсетях, которые равномерно развиты. У нас нет единого канала коммуникации с пользователем. На разных площадках — разные пользователи. Уже два года существует «ПостНаука.Academy» — интенсивные курсы по современной науке с оффлайновыми лекциями, семинарами, здесь есть свой видеопродакшн, книжная серия. И есть англоязычный проект Serious Science. Поэтому «ПостНаука» — это уже не один сайт, а два. И на самом деле это не два сайта, это 16 каналов.
Расскажите подробнее про мультики.
«ПостНаука» началась с того, что мы решили делать не полуторачасовые, а пятнадцатиминутные лекции о науке, которые в итоге вылились в формат двенадцатиминутной лекции. Через два-три года работы мы поняли, что длительность роликов и формат роликов нужно менять. Тогда мы решили попробовать сделать что-то анимационное, развлекательное — то, что доберется до большей аудитории, чем лекция, к которой у зрителя должен быть хоть какой-то сформированный интерес. В партнерстве с МГТС сделали первый мультик «Умный дом». Редакционно делать их сложно, так как нужен отдельный бюджет, поэтому мультики сейчас создаются в рамках спецпроектов, с помощью партнеров: «Яндекс», «РВК», «Сколтех», фонды «Арифметика добра» (мультик о детстве), «Вклад в будущее» «Сбербанка». Сейчас мы готовим девять мультиков с корпоративным университетом «Сбербанка». С одним из партнеров запустили пилот из трех мультиков в проекте «Краткая история всего на свете» и уже подписали договор на проект из 50 коротких трехминутных мультиков, которые будут представлять собой мультимедийный учебник по тому, как устроен мир.
В чем особенность англоязычного проекта Serious Science?
Аудитория сайта «ПостНауки» — это 450 тысяч уникальных пользователей в месяц, а у Serious Science — 20 тысяч в месяц, половина из них — иностранцы. В лучшие времена у него было 100-120 тысяч. Но все равно это очень мало. У канала Serious Science сейчас 40-50 тысяч просмотров в месяц, и мы планируем его развивать. Проект Serious Science тяжело делать из Москвы, не имея полноценной редакции за рубежом, потому что все-таки во многом «ПостНаука» держится на личных связях, на том, что ученые о нас знают. Мы стремимся сделать Serious Science такой же «ПостНаукой», только в большем объёме. В идеале хотелось бы, чтобы «ПостНаука» была российским отделением Serious Science, а не наоборот.
Вы планируете переводить редакцию туда, где есть сообщество — Бостон, Лондон?
Да, именно так мы и планируем. Это либо Лондон, либо Бостон, либо Нью-Йорк, либо Сан-Франциско — у каждого из четырех городов есть преимущества. Думаю, что определяющим будет то, где мы найдем деньги. И в отличие от «ПостНауки» надо сразу придумывать, как проект будет зарабатывать. Просветительские медиа должны работать за счет лояльной аудитории, которая «донатит» — оплачивает подписку, членские взносы. Мы с этим уже экспериментируем. У нас есть порядка 150 подписчиков, которые каждый месяц перечисляют пожертвования. По сути, академия, книги и донаты — попытка понять, сколько можно получить денег с читателей, насколько читатели готовы платить. Если медиа не научатся брать деньги с читателей, точнее, если не научатся мотивировать читателей и объяснять, зачем они нужны, то судьба их незавидная.
Как вы набираете команду?
Есть два больших отдела — редакция и агентство, плюс, хэд-офис и руководство. В агентстве есть продакт-менеджер, отвечающий за коммуникацию с разработкой и дизайн, и продюсеры, которые одновременно занимаются аккаунтингом и продюсированием проектов. Редакция, по большому счету, состоит из двух больших частей: те, кто делают контент — редакторы, и те, кто делает видео — продюсеры видео, и люди, которые помогают это делать: операторы, motion дизайнеры и так далее. Агентство ранее было отдельным подразделением, но мы поняли, что в отрыве от редакции оно работает хуже, поэтому его интегрировали.
У вас есть комьюнити научных деятелей?
Комьюнити складывается естественным образом, потому что идеология проекта направлена на т, что все авторы — ученые. Медиа с таким строгим принципом больше нет, и мы хотим это ноу-хау привести, в том числе, в англоязычный мир через Serious Science. Мы стараемся делать так, чтобы по теме высказывался эксперт, у которого есть научные публикации по этой теме, стараемся не допускать околонаучных разговоров. Ученые нам в этом хорошо помогают: подсказывают, если замечают пересечения или потерю зоны компетентности, и советуют пригласить альтернативную сторону.
Мы сейчас много инвестируем в разработку «Церебро», которая структурирует всю нашу информацию и поможет сделать поиск более удобным. В идеале должен быть инструмент, в котором редактор может сказать: «Мне нужен социолог моложе 30-ти лет, говорящий по-французски по такой-то теме». И по набору тегов система просто выдает эту информацию, либо сообщает, что ее нет.
Как все это должно развиваться?
В перспективе хотелось бы, чтобы эта система работала не только онлайн и в приложении с контентом сайта, но и с пользовательскими оффлайновыми интересами, когда курс состоит из десяти лекций и пяти текстов, пяти рекомендуемых книжек, восьми фильмов, которые рекомендуется посмотреть. Мы хотим создавать такой пользовательский опыт, тестируем личный кабинет и стремимся к тому, чтобы пользователи собирались внутри платформы, потому что главная ценность для медиа в будущем – это пользователи, а не клики и трафик, за которыми все гонятся. Одна из проблем «ПостНауки» сейчас в том, что контента много, а как с ним работать и с какого угла к нему подойти, непонятно — вот эту задачу мы хотим решить. И главное — хотим простимулировать life on education.
В чем ваша миссия?
Я не смотрю на «ПостНауку» как на бизнес. Меня волнует, смогли ли мы решить фундаментальную просветительскую задачу, дать человеку представление о том, что мир един, дать ему цельное представление об устройстве мира. Смогли ли мы объяснить, что вещи в мире взаимосвязаны и управляются вполне ясными законами и дать представление о том, что есть инструменты, которые мы называем наукой по добыванию этого знания? Когда у человека отсутствует критическое мышление, он не понимает, как появляются научные знания, функционирует наука и статус ученого, ему кажется, что ученые могут просто сговориться и обмануть его. Например, сказать, что смена климата и глобальное потепление существуют, а на самом деле это не так.
А чего вы ждете от «ПостНауки» и Serious Science в 2018 году?
Мне бы хотелось, чтобы «ПостНаука» выстроилась в устойчивую структуру. С приходом нового главного редактора, новых людей, применения улучшений, выстраивания процессов внутри, я надеюсь, что «ПостНаука» выйдет на такую устойчивую систему, чтобы думать не про год, а про 5 лет, чтобы я внутри этого процесса занимался только стратегическим планированием, а внутри процессы были ясны — откуда приходят деньги, и как они тратятся. Мои мысли больше сосредоточены на Serious Science и пусть небольшом, но офисе в Лондоне, Бостоне, Нью-Йорке или Сан-Франциско, чтобы делать двуязычный проект с учеными.
Полная статья: https://insideok.ru/blog/libo-ti-delaesh-tehnologicheskii-biznes-libo--media
Нет отзывов
Добавить комментарий