Что делать с договорами, которые нельзя выполнить из-за коронавируса?

20.03.2020

В Москве власти уже признали текущую ситуацию форс-мажором. Что в этих условиях могут сделать предприниматели с заключенными договорами, большими текущими издержками и падающим доходом?

Допустим, вы владелец ресторана в большом арендованном помещении. Основную прибыль заведению приносят не повседневные бизнес-ланчи и клиенты «с улицы», а банкеты и корпоративы. Но вот беда: 38 мероприятий уже отменили, а арендная плата никуда не делась.

Если нечто подобное случилось с вами, нужно тут же хвататься за свои договоры и смотреть, что именно там написано в разделе про форс-мажор.

Чтобы сложившаяся из-за коронавируса ситуация была признана форс-мажором в вашем конкретном случае и в вашем договоре, нужно доказать три вещи:

  1. Сам факт, что это событие вообще случилось (например документ Всемирной Организации Здравоохранения о том, что это пандемия).

  2. Распространение коронавируса как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство. То есть вы не могли его предусмотреть заранее, чтобы предпринять какие-то меры.

  3. Наличие причинно-следственной связи между форс-мажором и вашей невозможностью исполнить обязательство. Это самое сложное: вам нужно доказать, что мероприятие или бронь отменили именно по причине коронавируса. Например, в случае с рестораном клиент может сообщить о своем решении просто по телефону. Но чтобы увеличить ваши шансы на признание ситуации форс-мажором, нужно собирать письменные заявления об отказе с обязательным указанием его причины — пандемии коронавируса.

У вашего арендодателя или подрядчика, скорее всего, тоже найдутся аргументы. Например, он может сослаться на то, что «действия ваших контрагентов» и вызвавшие их причины его не волнуют (хотя официальный запрет на проведение мероприятий свыше 5 тыс. человек — очень даже непреодолимое обстоятельство).

Даже если вам удалось зафиксировать доказательства для подтверждения форс-мажора, против вас может «сыграть» всё тот же договор. Иногда в этом документе прописывают конкретную процедуру — например, так:

«При наступлении указанных обстоятельств сторона, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств по Договору, должна в трехдневный срок письменно известить о них другую сторону с приложением соответствующих доказательств».

Что это означает на практике? Например, клиенты вашего ресторана начали массово отменять брони с 25 февраля. По идее, следовало сообщить о форс-мажоре арендодателю не позднее 28 февраля, но вы решили сделать это в конце марта, когда подсчитаете прибыль (ха-ха). Проблема в том, что теперь вам нельзя ссылаться на действие форс-мажора с 25 февраля. Сообщили о нем 30 марта — значит, и обнаружили не ранее 27 марта.

Еще одна ошибка — сообщить арендодателю о форс-мажоре на личной встрече и без письменных доказательств на руках. Так тоже не надо — действуйте строго по договору. И уж точно нельзя принимать резкие и необдуманные решения. Любые хаотичные и не системные действия вам только навредят.

Что можно сделать:

  • Отменить или снизить сумму, которую вы должны заплатить.

  • Поставить на паузу — взять арендные каникулы или каникулы по обслуживанию. Например, вы наняли какую-то команду на проект и должны ей платить — поэтому обещаете рассчитаться, но позже.

  • Перенести арендный или любой другой договор на иную дату (если речь идет о мероприятии) и таким образом отсрочить свой платеж по нему.

  • Сделать рассрочку платежа. Это на крайний случай, потому что сильно легче не станет — просто расходы растянутся во времени.

Как это всё сделать (по крайней мере, попытаться):

  • В судебном порядке. Можно расторгнуть договор и попробовать признать этот факт в суде — ссылаясь на форс-мажор.

  • Путем переговоров. Это лучший из всех вариантов — потому что самый дешевый.

  • На медиации. Если вы не договорились с арендодателем или подрядчиком на переговорах, можно позвать независимого профессионального посредника — он разработает процедуру и поможет найти решение, устраивающее обе стороны.

Вообще, сейчас лучший момент для проверки контрагентов на адекватность. Да, будут те, кто полезет за вашим последним рублем, прикрываясь договором и не обращая внимания на форс-мажор. Но ведь пандемия коронавируса когда-нибудь закончится (будем верить в это), а подобных подрядчиков впредь будут уже обходить стороной. Поэтому лучшая стратегия для контрагентов сегодня — принять, что все мы оказались в тяжелых финансовых и социальных условиях, и совместно договориться о рассрочке, переносе, бартере или других решениях, которые устроят обе стороны.

 

Полная версия: https://incrussia.ru/understand/contracts-coronavirus/

Рекомендуем к прочтению

« 1 »

« 1 »

Комментарии
    Нет отзывов

Добавить комментарий

Введите слово
с картинки
Имя
E-mail
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных.
Войти как:
Пароль:

Скачайте

Видеомаркетинг: теория и практика

13лет
27640 участников

0

до мероприятия
+7 (495) 790 55 83
Официальный Партнер Британского Королевского Института Маркетинга CIM
закрыть

ПОДАРОК!

Уважаемый коллега!


Если Вы хотите получить в подарок видеозапись выступления Филипа Котлера на I Kotler's Business-Forum in Moscow, оставьте свои контакты ниже. Мы пришлем Вам ссылку для просмотра.



*
*

Нажимая на кнопку ниже, вы даете согласие на обработку персональных данных.