Какие показатели помогут оценить, вписывается ли ваш продукт в рынок

27.09.2019

16-18 октября 2019 XXIV Бизнес-Форум БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ!

Последнее время очень часто всплывает тема product-market fit (дальше по тексту — PMF). Очень часто в этом контексте вспоминают про опросник Шона Эллиса как правильный способ измерить PMF. На своей практике я столкнулся с тем, что это очень далеко от истины.

Product-market fit — это набор сигналов, которые говорят вам о том, что ваш продукт отлично вписывается в рынок.

Опросник Шона Эллиса

Это набор вопросов, который меняется от компании к компании, но основной вопрос остаётся неизменным: как бы вы себя чувствовали, если продукт перестанет существовать? К нему прилагается три варианта ответа:

  • «Очень расстроюсь».

  • «Немного расстроюсь».

  • «Не расстроюсь».

С этим вопросом сразу всплывают небольшие нюансы. Во-первых, он достаточно расплывчатый и гипотетический. Во-вторых, он явно наталкивает на определённую эмоцию. Считается, что если вы получите 40% «очень расстроенных» людей, то у вас есть PMF. Подсчёт этой цифры лично меня ставит немного в тупик, потому что открытого исследования по ней нет, кроме, собственно, эмпирического пути Шона Эллиса.

Ещё одна разновидность опросника, которую я и использую сейчас:

  1. How would you feel if you could now longer use this product?

  2. What type of people do you think would most benefit from this product?

  3. What is the main benefit you receive from this product?

  4. How can we improve this product for you?

Он нравится мне немногим больше. Второй вопрос поможет понять, кто эти люди, так как тут пользователи обычно описывают сами себя. Третий поможет перепроверить ценность, которую вы коммуницируете в рекламе, и подправить её. Четвёртый — насобирать (рандомную) обратную связь.

Для чистоты данных этот вопросник лучше отправлять разным персонам или под разные юзкейсы. У себя в продукте я отправляю его таким сегментам (в дополнение к персонам):

  • Те, кто заплатил.

  • Те, кто получил core value. Чаще всего это значит, что человек воспользовался вашим продуктом несколько раз.

  • Те, кто использовал вашу core-фичу.

Один из возможных вариантов, который я услышал от знакомого в Instacart, — сегментировать по уровню вовлечения. Они используют этот подход для сбора любых данных, а не конкретно PMF, но и сюда он ложится очень хорошо. Убрав особенности конкретно Instacart, можно сказать, что у них есть три категории пользователей: one-time (или casual), power и addicted.

Здоровый возврат

Я поставил этот сигнал выше, чем вовлечение. Хотя, по логике, это не совсем верно, так как вовлечение и есть первый признак возврата, но давайте посмотрим, как выглядит рост среднего продукта. Он запускается на Product Hunt, бежит к медиа, возможно, пуляет новости по соцсетям и комьюнити. В результате на борту оказывается невероятная куча очень разных людей.

Выход из этой ситуации обычно один. Построить когорты по сегментам и посмотреть, кто же возвращается лучше. Наша задача, на этом этапе, это найти хоть какую-то «полку возврата».

То есть пусть к нам возвращается только 5% людей стабильно, это уже хорошо. Намного хуже, если это число равно нулю.

Имея стабильный, хоть и низкий возврат, мы уже можем взять этих пользователей за базу и пытаться понять, что нам исправить и как получить больше таких пользователей. История знает много примеров, когда за ростом с плохим возвратом следовал полный крах. Эндрю Чен говорит, что неплохой возврат для b2c-продуктов — 25-35%, а churn rate для b2b — 2–5%.

И вот тут новые продукты ждёт сложный вопрос. Если мы запустились три месяца назад, как нам понять, сколько же месяцев с нами будут пользователи? Многие используют формулу 1 ÷ churn для определения этой цифры.

Подход, мягко говоря, не очень, так как это означает, что каждый месяц у вас будет уходить одинаковое количество клиентов. В реальной жизни так не бывает.

Выйти из положения нам поможет регрессионный анализ на коленке. Счастье в том, что для него нужны буквально две минуты и «Google Таблицы».

Вот короткая инструкция:

  • Берём исторические данные по когортам: revenue за первый месяц и первые 3, 6, 12 месяцев (чем длиннее отрезок, тем лучше).

  • Строим scatter plot.

  • В его настройках в Series добавляем Trend Line, а как Label выбираем Equation

  • Готово. Вторая цифра в Equation и будет мультипликатором, на который вы можете умножить доход за первый месяц с новой когорты и узнать, сколько же вы заработаете с неё за первый год.

R покажет вам точность вашей модели. На скриншоте, как вы видите, мультипликатор — 2,76. А точность модели — 71%.

Очевидно, что вместо дохода вы можете использовать любой другой показатель. К примеру, событие, которое и является для вас вовлечением.

И вот если «полка возврата» есть и держится на уровне 30% для b2c-продукта? можно поставить галочку возле этого пункта.

Хорошее вовлечение

Для начала стоит определиться, что мы считаем вовлечением у себя в продукте. Я использую подход, которым поделился со мной Вася Шинкоренко из Storyline. Думать о «продукте своего продукта».

Если мы строим VSCO и говорим, что задача нашего продукта — помочь пользователю получить фото professional-like за минуту, то что мы трекаем? К тому же если наши пользователи выставляют эти фотографии в соцсети, то зачем? Ответ, конечно, в лайках.

Нам надо трекать не количество обработанных фото, сама по себе эта метрика мало о чём говорит. Нам надо трекать, сколько дополнительных лайков пользователь получил, обработав снимок через наше приложение.

В таком случае наше вовлечение можно описать не общей «количество обработанных фотографий», а «количество фотографий, получивших на 30% больше лайков». Всё, что нам надо после этого сделать, — сгруппировать пользователей по дням использования.

В идеале мы стремимся к тому, чтобы у нас был сегмент людей, которые используют наш продукт очень часто. Что такое «очень часто» — зависит от продукта, если вы думаете, что люди сталкиваются с проблемой, которую вы хотите решить, каждый день, то это могут быть пользователи, которые активны в продукте больше 25 дней в месяц.

Сведённая юнит-экономика

Мы все знаем, что в идеальном мире соотношение LTV и CAC должно быть где-то 3:1. Но вот о чём говорят почему-то реже — payback. Сколько месяцев вам надо, чтобы окупить затраты на привлечение когорты и начать зарабатывать. Более короткий payback период обеспечивает вам большее реинвестирование в привлечение. В результате - вы растете быстрее.

Если у вас есть две кампании, в одной соотношение 3.5:1, но payback — шесть месяцев, а во второй — 2:1, а payback — два месяца, вам стоит выбрать второй вариант для более быстрого роста.

Это опасная дорожка, потому что быстрый рост компании ведёт к мало контролируемому росту издержек и это может стать причиной коллапса. Но если вы понимаете ставки и думаете, что можете вовремя остановиться, — выигрыш будет существенный.

Понятный путь до $100 млн ARR

Вот это очень важный момент, на котором сыпятся многие продукты. В конце я расскажу несколько историй из личного опыта, но наличие PMF делает достаточно простым понимание того, как же донести этот самый продукт до рынка.

Под капотом происходят более интересные вещи. Чтобы поставить галочку возле этого пункта, требуется чуть ли не больше усилий, чем все прошлые вместе взятые. Нам надо найти понятные и масштабируемые каналы маркетинга.

Тут на помощь может прийти несколько вещей. Первое — модель прайсинга, которая зависит от размера рынка. Её сделали ребята из фонда Point Nine.

Что в ней прекрасно, так это то, что от размера рынка, на который мы целимся, зависит цена. А вот цена нам открывает или закрывает какие-то каналы рекламы. Об этом очень ёмко написано у Брайана Балфора.

У нас есть всего несколько каналов, которые могут пройти с нами путь от нуля к единице: SEO, viral, paid ads, content, sales team. Всё остальное — временные источники traction, а не самостоятельная история.

К примеру, программа Brand Ambassadors у Branch (частью которой я был), которая помогла вырасти с примерно $100 млн до $1 млрд, сейчас не работает активно. Подозреваю, дело в том, что она просто не даёт нужный поток клиентов.

Чтобы быть уверенным, что этот пункт у вас закрыт, необходимо в одном из каналов свести юнит-экономику и начать его масштабировать. Вот как раз масштабирование и будет очень сложным вопросом.

Почему-то сейчас часто говорят о том, что PMF может быть на seed-стадиях. Да, в исключительных случаях такое возможно. Но так же и верно то, что компании поднимают несколько миллионов для того, чтобы нащупать этот масштабируемый канал привлечения. Чего просто невозможно сделать на ранних этапах в силу нехватки средств.

Мысль, которую я тут пытаюсь донести: не стоит бросаться с головой в PMF, если вам пять месяцев от роду, но это крайне важный показатель, или метрика, если хотите, который стоит держать в голове всё время. За счёт того, что она описывает несколько очень разных понятий и сводит их вместе, это и может быть неплохим ориентиром.

 

Автор: Руслан Назаренко

Полная статья: https://vc.ru/marketing/84131-kak-pravilno-izmerit-product-market-fit

Комментарии
    Нет отзывов

Добавить комментарий

Введите слово
с картинки
Имя
E-mail
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных.
Войти как:
Пароль:

Скачайте

Видеомаркетинг: теория и практика

13лет
27640 участников

0

до мероприятия
+7 (495) 790 55 83
Официальный Партнер Британского Королевского Института Маркетинга CIM
закрыть

ПОДАРОК!

Уважаемый коллега!


Если Вы хотите получить в подарок видеозапись выступления Филипа Котлера на I Kotler's Business-Forum in Moscow, оставьте свои контакты ниже. Мы пришлем Вам ссылку для просмотра.



*
*

Нажимая на кнопку ниже, вы даете согласие на обработку персональных данных.